Доходный дом «Товарищество Петровских линий в Москве»

Доходный дом «Товарищество Петровских линий в Москве»

Доходный дом с квартирами и магазинами, построенный в 1876-1878 гг. архитектором Б.В.Фрейденбергом и инженером К.И.Шестаковым, расположен по адресу ул. Петровка, д. 20/1 в Тверском районе Центрального административного округа Москвы и является выявленным памятником культурного наследия…
Доходный дом «Товарищество Петровских линий в Москве»

Название улицы Петровка произошло  от Высоко-Петровского монастыря. Во время недолгого царствия Федора Иоанновича (даты жизни: 1557 — 1598 гг.),  в 1587 г. , для обороны от крымских татар отдельная часть Москвы была обнесена стеной и территория, ей огражденная, получила в народе название  Белый город. Строительство стены продолжалось и царствование Бориса Годунова (1598-1605 гг.). Руководил строительством стены русский зодчий Федор Конь.

Ворота стены Белого города,  ближайшие к Высоко-Петровскому монастырю, были названы Петровскими.Примерно в то же время, после разорения обители в 1611 году польско-литовскими  интервентами, она была  восстановлена и обнесена каменной стеной.  До конца ХVI века  Высоко-Петровский монастырь не имел оборонительного значения. Отстроенный заново по указу великого князя Василия III, монастырь приобрел первый каменный храм — во имя святителя Петра Митрополита, который был построен итальянским архитектором Алевизом Фрязином в 1514-17 годах и освящен 23 августа 1517 года. В это же время был построен деревянный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Именно в это время монастырь официально стал называться Высоко-Петровским, хотя и название «Петропавловский» употреблялось вплоть до XVIII века.

 К концу XVIII века стены Белого города утратили  свое первоначальное назначение, разрушилась, горожане начали разбирать их  на кирпичи. При Анне Иоанновне (1730-1740 гг.)  была начата  разборка стен Белого города, которая окончательно  завершилась при Екатерине II (1762 — 1796 гг.).

 Для руководства разборкой стен и башен Белого города в 1774 году был создан Каменный приказ, которым руководил генерал-губернатор Москвы князь М. Н. Волконский. На месте разбираемых стен было решено разбить бульвары, а в месте пересечения нового бульварного кольца с улицами (в местах нахождения бывших ворот Белого города) — площади, названные в память об утраченных воротах.Первым бульваром был Тверской, созданный еще  в 1786 г.  После  Отечественной войны 1812 года, во время восстановления Москвы после пожара, был окончательно сформирован облик бульварного кольца и его площадей.

 Таким образом, на месте бывших Петровских ворот была организована площадь Петровских ворот. Однако фактически  площадь эта  — часть самой улицы Петровки.

 В феврале 1755 г. в Москве началось первое в России межевание. В 1765 г. была составлена Инструкция по генеральному межеванию. Вновь обретенные права на недвижимость подкреплялись планом с обозначением границ владения, выдаваемым Московской губернской межевой канцелярией. «Грамота на права и выгоды  городам Российской Империи» 1785 года впервые признала  город  как  юридическую единицу. Грамота обязывала городовые магистраты составить книгу с описанием домов, строений, мест и земель  «под номерами». С этого момента обозначение городскими номерами всех городских земельных участков, включая пустыри, стало обязательным правилом.

 В 1817 году Комиссией для строений в Москве был разработан  «План Столичнаго города Москвы с показанием прожектов площадям и улицам существующим и вновь предполагаемым». Этот план стал основой упорядочения и реконструкции московских улиц и площадей. На плане подписаны части города, впервые обозначены римскими цифрами кварталы.На плане 1817 года Комиссии для строений интересующий нас участок, где впоследствии будет располагаться улица Петровские линии, обозначен под номером 107.

 В справочнике «Алфавитные  списки  всех  частей  столичного  города  Москвы домами землям», участок  № 107 принадлежит князю  Гнищину Николаю Васильевичу, Криг-Цалмейстеру. Описание же соседних участков № 108 (владелец — Князь Трубецкой Александр Сергеевич, надворный советник, 2 квартал по Кузнецкому переулку) и № 106 (владелец — гвардии поручик, Хомяков Степан Александрович, квартал на Петровской улице и по Кузнецкому переулку) более соответствует плану Комиссии для  строений.

 Однако в годы, когда его интереснейшая история только начиналась, здание числилось по адресу: ул. Петровские линии, д. 1.

    Собственно линия  как  улица  была все-таки одна, но столь необычное для  Москвы  название  направленно отсылает нас к  градостроительным  традициям Санкт-Петербурга.  И это не случайно. Учитывая, что архитектура  Петровских линий, конфигурация  ансамбля  зданий создана в стилистике  северной столицы, то и название улицы, и название инвестора строительства – «Товарищество Петровских торговых линий» свидетельствуют  как о стремлении привнести элемент столичности в самый центр Москвы,  так  и  что будто бы она одна стоит многих Санкт-Петербургских линий. Оно и понятно. Планы застройщиков  соответствовали задачам времени.

Фото 1. Улица Петровка. Справа — дом по ул. Петровка, 20/1, 1900 годы.

Именно в  середине 1870-х гг.  начинается строительство на участке  между Петровкой и Неглинной улицами, ранее, по данным издания «Специальное обозрение Москвы. С политипажами всех церквей, монастырей и казенных зданий» (1846 г., типография С. Селивановского), принадлежавшем статскому советнику Касаткину-Ростовскому,  наследникам князя Николая Александровича  Касаткина-Ростовского (№ 496) и  поручику Титову (№ 497).

    Территорию  покупает специально учрежденное «Товарищество Петровских торговых линий» (Устав от 13 июня 1875 г.). Во главе  Товарищества — известный московский предприниматель и меценат В.И. Якунчиков, он же соучредитель Московского торгового банка, он же  участник  создания Московской консерватории

    По  плану основателей товарищества  Петровские линии  должны были стать уникальной торговой и социальной площадкой  Москвы. Улица проектировалась как  торговый пассаж под открытым небом. Соответственно, и фасады зданий ее образующих, должны были представлять  единый ансамбль.

    Для разработки  новаторского  проекта  товарищество  приглашает выпускника Венского технического университета, Бориса Викторович (Бернгарда) Фрейденберга.  Для  молодого архитектора  ансамбль зданий на Петровских линиях стал одним из первых самостоятельных проектов. Именно за проект и руководство строительством зданий на Петровских линиях  Фрейденберг получил  звание «классного художника» архитектуры 1-й степени. До середины 1890-х гг. карьера архитектора складывалась  крайне успешно. Однако, в 1894—1895 гг. при строительстве Сандуновских  бань архитектор поссорился с заказчиком  и  был вынужден уехать.  Фрейденберг  вернулся  в Москву в 1902 г., к моменту начала проектирования здания Петровского пассажа. Эту работу он проводит  в соавторстве с Сергеем Калугиным, который в свое время, по поручительству Фрейденберга, и достраивал Сандуновские бани. Таким образом, участие Фрейденберга в проектировании зданий квартала  Петровские линии — Неглинная  обеспечивает единство стиля  застройки.

    Однако в первоначальном проекте Бориса Фрейденберга, разработанном в 1876 году, фигурировало как совершенно иное декоративное решение фасадов, но и другое планировочное решение. Так, со стороны Петровки  планировалось установить ворота, обособив таким образом  «пассаж» на Петровских линиях и ограничив доступ  когда магазины закрыты. Судя по всему, доступ для транспорта жильцов дома и гостей отеля «Россия» (современный  «Будапешт»,  а в 1900-х – «Элит» с рестораном «Ампир» товарищества «Альпийская роза»)  должен был обеспечиваться со стороны Неглинной улицы.

    Первоначально проект доходного дома был крайне сложным. Отсутствовала типология квартир, что объяснялось, видимо, проектированием их под  конкретных заказчиков. Более того, квартиры имели множество зон, где совершенно отсутствовали окна, из-за чего пришлось предусмотреть  световые колодцы. Часть помещений делалась 

двусветными (например, полуротонда на втором этаже). В 1876-1878 годах планировка была пересмотрена и значительно изменена.

    Если сравнивать  здания в проектах 1876 и  1876-78 гг.,  можно обратить внимание  на более  сложные и вычурные решения первоначального проекта, приближенные больше к необарокко, чем к неоклассицизму. Второй  этаж полуротонды, как упомянуто выше, выполнен двусветным со сводчатым  богато декорированным  потолком.  Гораздо более аскетичные решения содержат  чертежи  разрезов  проекта 1876-1878 годов.

    После завершения строительства ансамбля на  Петровских торговых линиях, улица сразу же стала одним из центров притяжения  горожан, которые  охотно  нанимали  комфортабельные  квартиры  доходного дома  по ул. Петровка 20/1. Только  тогда адрес дома был иной — ул. Петровские линии, д. 1/20. И селились  в доме в основном  представители творческой и научной интеллигенции.

Из литературных источников, к сожалению не подкрепленных документально, известно, что с 1878 года   квартиру здесь  арендовала первая в мире женщина — профессор математики, Софья Васильевна Ковалевская  и ее муж, основатель эволюционной палеонтологии, Владимир Онуфриевич  Ковалевский. Место жительства было выбрано супругами неслучайно.  Софья родилась неподалеку, в районе Петровских ворот, и в юности жила рядом с  церковью  Сергия Радонежского, что в Крапивенском переулке. Частыми гостями семьи Ковалевских бывали А.Г. Столетов, К.А. Тимирязев, В.И. Танеев. После гибели супруга в 1883 году Софья Ковалевская с маленькой дочерью  уехала из Москвы в Берлин).

      Одним из самых известных жильцов дома и торговцев-предпринимателей на Петровских линиях был  Иосиф Николаевич  Кнебель – русский издатель и книгопродавец, основатель первого в России специализированного издательства по изобразительному искусству.

Из 700 осуществленных издательством  Кнебель  изданий, в том числе около 400 книжных,  практически все являются образцом высокого издательско-оформительского искусства. Большинство из них до сих пор сохраняют свою научную и художественно-эстетическую ценность, являясь предметом собирательства для многих библиофилов.

Коммерческая страница жизни дома №1 была широко представлена многочисленными торговыми заведениями, которые по праву возглавлял  магазин «П Е РЛО ВЪ  ВАС. с ъ C-ми “ , т-во чайной торговли  10) Петровскія  лин., д. т-ва Петровск. Лин.  За сто лет успешной торговли  Перловы  стали «чайными королями» России. В начале XX века они имели более 130 фирменных магазинов в России и Европе и более 15 магазинов в одной только Москве.

Подробный список  обитателей  Доходного дома на Петровских линиях  в Перечне жильцов Доходного дома на Петровских линиях (с 1880 по 1936 годы)( Перечень подробного списка владельцев и др. Жителей Вы сможете найти внизу)

    В здании  помещалась редакция газеты «Курьер», в которой сотрудничали Л. Н. Андреев, А. С. Серафимович, П. Д. Боборыкин, И. А Бунин, В. В. Вересаев, М. Горький, Д. Н. Мамин-Сибиряк, А. П. Чехов.

    После революции и «уплотнения» квартир доходного дома с превращением их в коммунальные, и, соответственно, с изменением контингента жильцов, изменилась и атмосфера улицы, утратившей  элитный статус. В 1920-е гг. и во времена НЭПа торговая жизнь еще теплилась в бывших помещениях магазинов  на первых этажах некогда помпезных зданий  «пассажа под открытым небом». После «свертывания» НЭПа, магазины закрылись, на их месте разместились конторы. Последним ярким событием в истории дома по Петровке, 20/1 был Петровский театр под управлением М.Н.Нининой-Петипа, располагавшийся во втором подъезде доходного дома Товарищества. В Москве театр стал известен тем, что именно там состоялось  открытие миру  Александра Вертинского. В 1918 г. М.Н. Нинина-Петипа и А.Н. Вертинский уехали в Киев.

    В 1930-е  годы  фасады бывшего доходного дома были частично перестроены: изменена конфигурация витринных окон (с арочных на прямоугольные), ниши десюдепортов (декоративных композиций расположенных над дверью) стали окнами и потеряли свое обрамление.  События второй  половины ХХ века не пощадили внутреннее убранство дома. Интерьеры были утрачены, внутренняя планировка приспособлена к нуждам арендаторов и фирм-собственников.

Однако, хотя  на Петровских линиях больше не кипит  прежняя творческая  жизнь издательств,  газеты «Курьер» и ее гениальных авторов,  и Вертинский больше не выступает в «Петровском театре», Петровка и  дом 20/1 по-прежнему остаются интереснейшими историческими местами Москвы.

поделиться новостью

другие усадьбы ассоциации